Samarin Роман Газета 26.03.24 в 10:00

Либерте, эгалите, декольте: с чего заканчивалась Родина

Я думал, будет хуже. Оказалось, нужно вытерпеть первые серии, а дальше в принципе можно смотреть. Человек — он ко всему привыкает.

Верите или нет, но я за версту чую подражание — особенно если когда-то пришёлся по душе оригинал. Во время просмотра возникла догадка, и после небольших оперативно-розыскных действий понял, как всё было на самом деле.

Продюсер вызвал сценариста и кастинг-директора. Велел обоим вдохновиться сериалом «С чего начинается Родина» 2014 года. Затем первому объявил: теперь будем писать то же самое, только в другом сеттинге и с другими персонажами. А спецу по подбору актёров нужно было запомнить, как молодой Евгений Цыганов исполнил скупого на эмоции лейтенанта КГБ, затем ступать на рынок и найти такого же. 

Сериал «ГДР», 2024.
Режиссёр Сергей Попов: за ним числятся документалка «Бутырка», отдельные эпизоды сериалов «Мосгаз» и «Обратный отсчёт» и ещё два десятка не запомнившихся проектов.
Сценаристы: Василий Павлов, Юрий Сапронов, Юрий Бурносов.
Среди сонма продюсеров замечен вездесущий Фёдор Бондарчук.
В ролях: Александр Горбатов, Александр Голубев, Евгений Харитонов, Дарья Урсуляк, Татьяна Лютаева, Евгений Кутянин, Геннадий Блинов, Александр Обласов, Виталий Коваленко, Евгений Санников и пр. и пр.
Производство АО «Всемирные Русские Студии». Та самая кинокомпания, которая выдала десять лет назад отличный, но почему-то оставшийся незамеченным восьмисерийник «С чего начинается Родина». И продюсер Юрий Сапронов тот самый. Вот пазлы и сошлись.

Каратэ начинается с поклона, а кино — со сценария. Василий Павлов два года корпел над этой работой. Знаменитым он проснулся несколько лет назад после сериала «Берёзка». Затем последовала «Зулейха, поднимающая веки» или как там оно называется. Павлов довольно крепкий и надёжный профессионал. Читай: ремесленник. Ему всё равно, о чём писать — в любом случае будет не от сердца, а от продюсера, ибо рыночной экономикой предусмотрен именно продюсер.

Разумеется, сценарий — отправная точка. Не скатиться бы в лекцию Остапа Бендера про дебютную шахматную идею... Короче, товарищи, в свою очередь идея — отправная точка сценария, квази уна фантазия. И эту идею мы уже раскусили.

Но не станем же мы оценивать кино только по содержанию истории. Разве достоинство оперы «Дон Джованни» в самой фабуле? Любой, кто слышал арию Командора, знает, что художественная ценность оперы намного шире. А кино — оно и сложнее, и многослойнее будет.

Примечание: опера Моцарта называется именно так, и либретто написано на итальянском. А французское название «Дон Жуан» закрепилось у нас в XIX веке по тогдашней моде преклоняться перед западом. К чему это я? К тому, что ежели замахиваешься на описание ярких ключевых событий — нужно корпеть над каждой строчкой американки (формат сценарной записи, укоренившийся в отечественном кинопроизводстве), перепроверять каждую дату и каждый факт. За два года написания ведь можно было, верно? 

Давайте посмотрим кино моим излюбленным способом — с самого начала.

1987 год. Низко над полем, распугивая задумчивых эстонских бурёнок, несётся в самолётике Матиас Руст. А в это время в Западном Берлине навороченная перестрелка, мельтешение полуторасекундных кадров: разнокалиберное оружие, импортные кроссовки, разбивающиеся мэрсы с бэхами. По задумке это динамика, в реальности суматоха. На жаргоне киношников такая нарезка называется бобслей, и как сказал бы комментатор Озеров — такой бобслей нам не нужен.

По фантазиям авторов, Матиас Руст вслепую использован для доставки чемодана с биологическим оружием. И то, что ему дали долететь до Красной площади — не позор, а мудрое взвешенное решение. Киношный разведчик Нечаев (Александр Горбатов), рискуя карьерой, успевает убедить руководство не сбивать этого девятнадцатилетнего придурка. 

Вот отсюда стало пропадать и доверие к создателям сериала, и сопереживание его героям. Нет, я же не утверждаю, что столь вольные допущения неприемлемы — но раз решили делать драму в реальном сеттинге, то извольте не скатываться в фэнтези. К примеру, не существует единого, внесённого в Семейный кодекс рецепта борща или варенья. И каждый авторский борщ — произведение искусства. Кроме борща с вареньем.

Забегая наперёд, признаюсь, что мне в сериале не понравилось многое. И подбор актёров, и их игра, и вторичная идея. Но больше всего возмутило именно жонглирование ключевыми историческими фактами. К примеру, окажется, что поглощение ГДР было спланировано Рейганом и Гельмутом Колем ещё в 1985 году, как только Горбачёв пришёл к власти. В одном разговоре, поместившемся на аудиокассету, всё было продумано и расписано по шагам. Этого просто не может быть, потому что никто не мог предсказать, насколько бесхребетно и податливо поведёт себя советское руководство. Предводители империализма сами офигели, с каким опережением пятилетнего плана Горбачёв и его команда умудрялись разваливать и рушить.

Вернёмся к сюжету. Нечаева переводят обратно в СССР перебирать бумажки, он тоскует и спивается. Жена (Дарья Урсуляк) тоже работает в КГБ — об этом нам говорит портрет Дзержинского над столом — но не пилит Нечаева, а сочувствует. А тесть Нечаева, опять же крупная шишка из «конторы», попадает под подозрение...

Увы, в судьбе главного героя ожидаемого неожиданного поворота не последует — не обнаружит он в пыльных архивах зацепку, не распутает хитроумный план по косвенным признакам. Просто жена уговорит его коллегу Жданова (Александр Голубев) добиться возвращения Нечаева в оперативную работу. А Жданов влюблён в жену Нечаева ещё с первоначалки КГБ, и вообще ведёт себя странно...

Трещит и рушится эпоха. Податливый и легко внушаемый Горбачёв ведётся на манипуляции Ватикана, США, ФРГ, Шеварднадзе и Раисы Максимовны. 

Персонажей судьба и начальство бросают в ГДР и обратно. Из-под носа всесильной штази, тайной полиции ГДР, в Западный Берлин ускользают носители ценной информации. Нечаев теряется в догадках, пытаясь распутать коварство врагов и выявить предательство друзей. А тут ещё заграничная красавица-танцовщица Ингрид (Линда Лапиньш) пытается разрушить и его семью, и Берлинскую стену, по обе стороны которой буянят лохматые хиппи. Требуя, судя по всему, свободы, неравенства, блядства.

Необходимые драматургические элементы в сериале присутствуют. Запутанная история: тринадцать с половиной серий сплошных вопросов, ответы на которые появятся только в конце четырнадцатой. Зловредные противники, вероломные сотрудники, флегматичные коровы, а также погони, переодевания, даже смерть на съёмочной площадке. Не только шиллеровские коварство и любовь — весь набор второстепенных линий из тренинга «Сценаристика для чайников» присутствует.

Снято дорого-богато. Аутентичные немецкие улочки, б/ушные иномарки, объёмные общие планы с чёткой прорисовкой деталей. Почти массовые массовки, разнообразные интерьеры и множество затратных натурных съёмок. Тут не придраться. Даже свою фишку — впихивать балет с полуголыми девицами, как в «Актрисах» и «Балете» — Бондарчук выполнил в стиле недавнего фильма Бессона, то есть вписал в сюжет.

Но всё это вкупе с громадным, судя по всему, бюджетом — не цепляет, понимаете? Сидишь такой, уставившись в голубой в хорошем смысле экран, и чувствуешь себя грустным продавцом воздушных шариков из анекдота. Тех шариков, которые вроде и круглые, и яркие, но почему-то ожидаемой радости не приносят.

Эпизод одной из кульминаций (по новейшим трендам их должно быть несколько): наши разведчики в плащах отправляются в здание немецкой госбезопасности, где уже победил майдан и толпа разносит в щепки социалистическую пока ещё собственность. Находят особо ценные материалы — четыре совсем не пухлые папки, которые нужно вынести, не привлекая внимания ихних шпионов. Наши не придумывают ничего лучшего, чем просто идти с этими папками в руках. У каждого по одной. Знают ли сценаристы, что работники мясокомбината под плащом способны вынести двадцать кило колбасы и говяжьей вырезки? А ведь этому их никто не учил! Что стоило разведчику запихнуть папку с бумагами под ремень, застегнуть свой разведчицкий плащ и шагать себе, насвистывая «Лили Марлен»? Разумеется, в итоге враги их замечают, и начинается продолжительная схватка насмерть, но врукопашную: и те и другие работают как на показательных выступлениях, вместо того чтобы выстрелить или на худой конец бить на уничтожение. Этому их вроде как натаскивали.

Горбачёв с Раисой особенно бесят — настолько ненатуральные. Пародисты из «Большой разницы» куда лучше справлялись. И вот что ещё померещилось: насчёт немцев и прочих американцев ничего не скажу, чёрт их знает, какие они были в восьмидесятых — но вот наши совсем неубедительны. Нет этих микро-интонаций, микро-жестов, микро-мимики советских людей, что ли. Не наши, короче. 

Рецензент обязан признаться, рекомендует ли к просмотру обозреваемое кино.

Рекомендую. Но не «ГДР». Если хотите по-настоящему окунуться в прошлое, увидеть настоящих людей тех времён и ощутить приближение катастрофы их глазами... 

Когда-то мы с друзьями пытались возродить провинциальный джаз-клуб. Гости были с понятием, троица музыкантов в уголке гениальные. Как помочь зрителю почувствовать, что перед ним хороший барабанщик? Так ведь показать на фоне плохого! И мы усадили меня. Сбацали что-то: посетители кивали в такт и подстукивали по коленкам — всё честь по чести. Сбивки сыграны, дроби присутствуют, пару раз перескочили в пять четвёртых и даже успешно вернулись обратно. Но когда за барабаны уселся Вовка — вот где все обалдели. Вмиг дошло.

Поэтому поглядите пару серий (или сколько сможете осилить) вот этого «айн унд цванцих фир унд зибцих», а затем смело включайте сериал «С чего начинается Родина». Он вдвое короче, втрое интереснее, сделан с душой, с любовью и сопереживанием. И если встретите в столичном метро Рауфа Джалиловича Кубаева — передавайте от меня спасибо. За настоящее кино.

#creativemarket #гдр #обзор_сериала #александр_горбатов #дарья_урсуляк #сергей_попов

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 35
    14
    312

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.