Меню
Войти

ПУБЛИКАЦИИ
IMHOCH 
25.06.2020 10:27:43

Взгляд на "Парадокс выбора" автора Бари Шварц

Никаких долгих и заумных рассуждений по теме психологии человека и его поведения в средней статистике. Никаких лозунгов: «Британские ученые доказали…»

Четко и просто: о свободе выбора и пределах счастья в связи с этим.

Вряд ли вас могут посетить сомнения в том, что изобилие альтернатив стоит во главе понимания свободы и улучшает качество жизни. Но цель данного imhoch и состоит как раз в том, чтоб показать: как разнообразие доступного выбора, так характерного для нашей культуры потребления, может подавлять, приводить к разочарованию, и, главное, к решению – не выбирать ничего!

Цитата: «Шесть лет назад я отправился в магазин одежды The Gap, чтобы купить себе джинсы. Я привык носить джинсы до тех пор, пока они не превратятся в лохмотья, и со времени моей предыдущей покупки прошел немалый срок. Ко мне подошла молодая миловидная девушка, продавец-консультант, и спросила, чем она может помочь. “Мне нужны джинсы, размер «3 2 -2 8», — сказал я. “Желаете джинсы зауженного классического кроя, облегающего классического кроя, свободного кроя, широкие или экстремально широкие? — спросила она в ответ. — Желаете выстиранные с пемзой, подвергнутые кислотной стирке или с эффектом поношенности? Желаете с ширинкой на кнопках или на молнии? Выцветшие или сплошной окраски?” Я был ошеломлен. Через секунду-другую я пробормотал: “Мне нужны обыкновенные джинсы. Знаете, той разновидности, которая когда-то была единственной”. Оказалось, что девушка не знает, о чем я говорю, но, проконсультировавшись у коллег, она смогла выяснить, какими были “обыкновенные” джинсы, и направила меня, куда надо.»

Автор книги в течение часа выбрал подходящие джинсы.  «Но теперь, находясь перед таким изобилием выбора, я больше не был уверен, что “обыкновенные” джинсы — это именно то, чего я хочу. Может быть, джинсы облегающего или свободного кроя носить удобнее?»

Что же произошло? Размышления автора:

«Создавая все это многообразие вариантов выбора, магазин, несомненно, оказывает услугу клиентам с различными вкусами и телосложением. Однако, неимоверно расширяя возможности выбора, создает новую проблему, требующую решения. До того как эти разнообразные возможности стали доступны, покупатель — такой, как я, — мог остановить выбор на неидеально подходящей модели, но, по крайней мере, покупка джинсов была делом пяти минут. Теперь для этого требуется тщательное обдумывание, на которое я был вынужден потратить время и энергию, испытав при этом немало сомнений, беспокойства и опасений.»

В чем  проблема? С одной стороны возможности выбирать из большего – вдохновляют, с другой – непривычно много отнимают время и человек оказывается перегружен. То, что у нас при принятии решений о покупке раньше занимало незначительное время, теперь превратилось в целую церемонию и что интересно, даже преодолев «паралич» выбора, который возникает при таком ассортименте, никто вам не гарантирует разочарование прямо с завтрашнего дня. А здесь-то что? Все очень просто..

Если мыслить рационально, то вроде бы широкий выбор делает жизнь лучше. Те, кому интересны альтернативы – выигрывают, те, кому все равно, - отправят все в игнор.

Но нет. Сегодня вы сделали выбор, а завтра вас может осенить, что выбранное – не лучшее!!!

Время от времени, регистрируясь на сайтах знакомств, с удивлением обнаружила: мелькание одних и тех же лиц, с теми же аватарками и преветствиями. И вот в чем вопрос, здесь речь не о каких-то психах и ненормальных, нет. Широкий выбор! Обескураживает и вынуждает прилагать больше усилий для принятия решений. Поэтому пользователь Мамбы или иного сайта решает не принимать никакого решения и не решается на назовем это - конечный продукт. Или, если решается, то усилия, затраченные на принятие решения, отвлекают от удовольствия, получаемого, в результате. И в конце концов, значительное количество вариантов (анкет пользователей) снижает привлекательность выбираемого "продукта", так как мысли о привлекательности других НЕВЫБРАННЫХ вариантов, отвлекают от удовольствия, получаемого от то, что уже выбрано.

Вывод: Разнообразие влечет за собой рост ожиданий и, следовательно, снижение удовлетворения от результата, даже если это хороший результат.

В продолжение темы Шварц пишет об «утопленных затратах» следующее: «Экономист Ричард Талер предлагает ещё один пример эффекта «утопленные затраты», который, как я подозреваю, многим знаком. Вы покупаете пару туфель, которые оказываются жутко неудобными. Что вы с ними делаете? Талер предполагает: Чем дороже эти туфли, тем чаще вы будете пытаться носить их. В конечном итоге вы перестанете их носить, но не избавитесь от них. И чем больше вы за них заплатили, тем дольше они простоят в дальнем углу вашего шкафа. В какой-то момент, когда туфли полностью «обесценятся» в психологическом смысле, вы, наконец, их выбросите».

Маркетинг и психология потребления, яркие примеры и простота изложения. Автор достаточно полно и доступным языком описывает проблему, даёт ей объяснение и в конце книге подводит итог – 11 советов о том, как преодолеть проблему выбора в своей жизни. Ну, и в качестве резюме аналогия с рыбкой в аквариуме:

 «Жизнь в ограниченном, защищенном мире аквариума позволяет рыбке экспериментировать, узнавать, созидать, писать историю своей жизни, не беспокоясь, что она может умереть от голода или что её могут съесть. Без аквариума её действительно ничто бы не ограничивало, но она всю жизнь занималась бы лишь борьбой за выживание. Именно возможность выбора в определенных пределах, свобода в рамках ограничений и позволяет маленькой рыбке воображать великое множество прекрасных возможностей.»

Produced by Москал.

 

КОММЕНТАРИИ (3)
ХЛМ 
25.06.2020 12:22:50

Отличный обзор!




Крошка Цахес vip
25.06.2020 17:10:18

снова про джинсы и жывачку

банальщина, которую  барри попытался упаковать в красивую обертку. но даже это у него получилось х реновато.

 

очередная книга из серии  -  как одеваться, чтобы читать борхеса и пруста. 




ХЛМ 
25.06.2020 19:45:41

ответ на комментарий пользователя Крошка Цахес : #3451708

всё жду, когда можно будет плюсовать камменты




ОПУБЛИКОВАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СДЕЛАТЬ ЗАПИСЬ В БЛОГЕ ЗОЛОТОЙ ФОНД
ХОЧУ СКАЗАТЬ
РЕЦЕНЗИИ